Любимого
героя Эжена
Ионеско Ц
Беранже Ц
единственного,
кто остался
человеком, в лМастерской
П.Фоменко╗
сыграет
Кирилл
Пирогов.
Ц лНосороги╗ у
вас
получаются
страшные или
смешные?
Ц Не знаюЕ У
нас про
людей вообщеЕ
Ц А настоящий
Человек
может
превратиться
в носорога,
если он
Человек?
Ц Тут никто не
застрахован.
Как говорит
один
персонаж
пьесы: лЭто с
каждым может
случиться╗.
Ц Но
случается
тем не менее
не с каждым.
Ц Почти с
каждым. Эту
пьесу, когда
она
появилась,
сразу
восприняли
как
антифашистскую.
Время было
такое. Но
ведь она не
только об
этом. Она
многогранна.
Она больше,
чем просто
антифашистская.
Мне кажется,
что в наше
время делать
спектакль
только об
этом
бессмысленно.
С каждым
человеком в
жизни
происходят
невероятные
превращения.
Иногда
помимо
собственной
воли, иногда
сознательно
он идет на те
вещи,
которые
раньше и
представить-то
себе не мог.
Ц От чего это
зависит? От
среды, от
воспитания?
Ведь даже у
маленького
ребенка есть
что-то, что он
не может
себе
позволить, и
все тут. А не
потому, что
мама
заругает.
Ц Мне трудно
ответитьЕ
Там, в пьесе,
не написано,
как остаться
человеком.
Или как
избежать
такого рода лпревращения╗.
Там написано:
лнадо быть
человеком╗. А
как остатьсяЕ
не сказано. А лбыть╗
им нужно. Со
всем тем, что
в каждом из
нас есть.
Ц Но чтобы лбыть
человеком╗,
им надо лбыть╗,
простите за
тавтологию.
Им не надо
оставаться.
То есть либо
ты человек,
либо нет.
Ц Да, но как это
сделать? Мы
же все равно
люди
практического
дела. Вот я
спрошу
любого
человека: лТы
есть или
тебя нет?╗ И
любой,
конечно же,
мне ответит: лесть╗Е
Отстраненно,
может
быть,
это и точно, а
если
буквально
взятьЕ У
Ионеско же
очень
буквально
все написано.
Как разные
люди
совершенно
по-разному
пытаются
спастись,
выстоять в
этом. И как
они ломаются.
Кто-то от
неизбежности,
кто-то
уговаривает
сам себя, что
это
нормально,
кто-то,
совершенно
не
задумываясь
об этом,
просто
чувствует,
что с ним что-то
происходит.
И не
понимает что.
Это страшно
написано. По-человечески.
Ионеско все
возможные
пути этого
превращения
очерчивает.
Но он не
написал
рецепт
лекарства.
Хотя,
вероятно,
знал его. Вот
у Чехова в
пьесах много-много
вопросов,
почему так
происходит,
а ответов
нет. Почему?
Не потому,
что у него их
не было, и не
потому, что у
него не было
своего
ощущения по
этому поводу.
Здесь то же
самое. Мы,
кстати,
думали о том,
что в лНосорогах╗
есть даже
чеховские
настроения.
Вопрос есть Ц
громадный. А
ответа нет.
Финальный
кусок пьесы
очень
неоднозначный.
Беранже
пытается
уйти к
носорогам,
стать таким
же носорогом.
А у него не
получается.
Он из
последних
сил пытается
Ц и не может.
Почему? Там,
конечно,
заложен
внутри ответ,
но его
нельзя
объяснить.
Ц
Пресловутый
выбор, когда
каждый
должен сам
для себя
решатьЕ Вот
только это
надо уметь,
не так ли?
Ц Конечно. И
потом они же
все боятся. И
те, кто
осознает
происходящее,
вполне
адекватно к
нему
относятся.
Всё понимают,
но сделать с
этим ничего
не могут. Я
никогда не
понимал,
почему лтеатр
абсурда╗ так
называется.
Кстати, у
Ионеско
спросили как-то
в 80-х или 90-х
годах: лТеатр
абсурда╗
умер, как вы к
этому
относитесь?╗
И он сказал: лТеатр
абсурда╗ не
умрет
никогда,
потому что
это театр
правды╗. Это
важное
замечание.
Ведь в лНосорогах╗,
кроме
перевернутых
предлагаемых
обстоятельств,
все
остальное
настолько
реальноЕ И
даже
полудокументально,
если к этому
подойти
поближе.
Даже
становится
странно, что
от пьесы
остается
легкое,
воздушное,
какое-то
комическое,
острое
ощущение.
Потому что
все это
действительно
очень похоже
на жизнь.
Ионеско
хотел, что бы
это не
играли, а
жили бы этим,
мне кажется.
Он вообще,
насколько я
знаю, не
любил такой лпредставленческий╗
театр, не
любил
жеманство на
сцене,
нажимную,
яркую игру. Я
думаю, что
как про
жизнь нашу в
двух словах
ничего не
скажешь, так
и про эту
пьесу в двух
словах мало
что можно
сказать.
Потому что
она
настоящая. И
живая.
Анна Трефилова, "ТЕАТРАЛ"