Носорог ла натюрель╗
лНосорог╗ в театре лМастерская Петра Фоменко╗

Постановка классика современного авангардного театра Эжена Ионеско Ц всегда праздник. В текущем театральном сезоне такое удовольствие московской публике решили доставить целых два театра: лУ Никитских ворот╗ и лМастерская П. Фоменко╗. Последний из этих спектаклей поставил Иван Поповски, еще молодой и давно модный режиссер, ученик мэтра Петра Наумовича Фоменко. Ионеско Ц основатель театра абсурда, и так создал произведение, загадки которого уже более сорока лет решают различные режиссеры, актеры, театроведы и зрители. К ним прибавилась еще одна. К удивлению московской публики, в названии пьесы Ионеско множественное число (лНосороги╗) заменено на единственное (лНосорог╗). Интересный прием! Что если бы в Париже был поставлен спектакль по Островскому лТалант и поклонник╗?..

Спектакль, несомненно, в манере Петра Фоменко: с яркой сценографией и костюмами во французском стиле (художники Ангелина Атлагич, Константин Лебедев). Пантомимический ввод в действие пьесы решен изящно и умно. Герои выходят на сцену, опускают монетку в музыкальный автомат, и звучит французский шансон прошлого века, причем у каждого героя своя тема. Далее начинается само действие, решенное в комедийном жанре. Это особенно подчеркнуто тем, что после каждой забавной реплики актеры дают возможность зрителю от души посмеяться.

Итак, в городе появляются носороги. Вначале слышен их рев, потом их видят на улицах, и постепенно все вокруг превращаются в носорогов. Абсурд? Да, это абсурдистский театр Ионеско, который писал: лЯ считаю, что идея может быть верна, пока она не утвердилась в умах, а как только это случается, она переходит в свою крайность. Нарушается мера, возникает какая-то избыточность, раздувание, которые и делают идею ложной╗. Таким образом, для Ионеско главное Ц идея, а для постановщика Ивана Поповски главное Ц явление, феномен. У него просто неким волшебным образом люди превращаются в носорогов. Это даже забавно, ну, может быть. неприятно, но совсем не страшно и не трагично. Например, один из героев, перед тем как превратиться в зверя, измазывается мокрой землей и с ревом убегает. А в конце первого действия на сцене появляется ростовая кукла носорога в натуральную величину, видимо, для того, чтобы добавить веселья.

Если остановиться на актерской игре, то она характерна для школы Петра Фоменко, она отменная. Особенно удачны Кирилл Пирогов в роли Беранже и Наталия Вдовина (актриса театра лСатирикон╗) в роли Дэзи. Беранже Ц последний человек, который так и не превратился в носорога, и актер убедительно создает образ жалкого, слабого пьянчуги, который тем не менееотказывается маршировать в ногу со всеми. Его возлюбленная Дэзи сильнее, оптимистичнее, чем Беранже. Она держится до последнего, однако в финале ее привлекает не слабый одинокий человек, а сильные и многочисленные монстры, к которым она и уходит.

Остальные роли сыграны умело, но, к сожалению, неинтересно. Они представляют собой некие маски Ц линтеллигент-соглашатель╗ (Дюдар), лсклочник╗ (Ботар), лортодокс╗ (Жан). Для них не было найдено оригинального режиссерского решения. Финальный монолог Беранже, по мысли Ионеско, является кульминацией спектакля. Сломленный человек сам просится в носороги, да уж поздно, не берут. Последний человек на Земле и куча носорогов Ц страшная картина, не правда ли? К сожалению, эту картинку почему-то решили не показывать. Ни трагизма, ни ужаса нет, просто finita la comedia. Интерпретируя Ионеско, Иван Поповски хотел избежать грубых аллюзий (хотя неприятие фашизма является личным опытом и судьбой драматурга). Отбросив антитоталитарную направленность пьесы, режиссер не предложил другой идеи, определяющей смысл постановки.

лНосороги╗ имеют богатую сценическую историю, эту пьесу ставили сотни раз в десятках театрах лучшие режиссеры. К ней неоднократно обращались и в Москве начиная с 80-х годов (впервые Ц на сцене Театра на Юго-Западе В.Беляковича), и многие театралы прекрасно помнят, какое впечатление она произвела на публику, привыкшую к совсем иной драматургии. В известной степени она явилась откровением и попыткой осмысления явления тоталитаризма. По Ионеско: лЕсвобода Ц это вовсе не игнорирование законов и норм. Свобода воображения не есть уход в ирреальное, не есть бегство Ц напротив, это дерзость творения. Творить, изобретать Ц не значит прятаться от жизни, страшиться ее. Пути воображения неисчислимы, сила воображения не ведает границ╗.

Ольга Вайншток, "ТЕАТРАЛ"

Hosted by uCoz